Все, кому за ... 18

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все, кому за ... 18 » "НЕРОДИСЬКА" - НАШЕ ВСЁ » "НЕРОДИСЬКА" - НАШЕ ВСЁ


"НЕРОДИСЬКА" - НАШЕ ВСЁ

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

"НЕРОДИСЬКА" - НАШЕ ВСЁ
Мария Розовская
«Неродиська» — так называют любимый сериал многочисленные поклонники «Не родись красивой». Высокие рейтинги, оглушительная популярность актеров, небывалая стоимость рекламной минуты — все это оказалось неожиданным для телесообщества. Во всяком случае, руководители компаний «Амедиа» и СТС не скрывают, что не прогнозировали ничего подобного. Что же до критиков, то они, похоже, тоже не знают, как к этому относиться, считая русскую версию колумбийской «Страшилки Бетси» попсой и объясняя, что ее небывалая востребованность зрителями связана с особенностями «нашей сегодняшней ментальности».
Успех сериала отразился и в Интернете. Активность официального форума компании «Амедиа» уникальна — более 57 тысяч только зарегистрированных пользователей, сотни тысяч сообщений и просмотров.
Журналист Мария Розовская более года ежедневно читала и просматривала огромное количество страниц интернет-форумов и сайтов, посвященных сериалу (amedia.ru, talkcity.ru, moiforum.ru, fan-art-offorum.narod.ru, newhouse-palata.banned и другие).
Ее выводы и впечатления легли в основу публикуемой статьи.
Я вышла на форум «Неродиськи» совершенно случайно. Вначале было просто интересно наблюдать жизнь зрительского сообщества. Ежедневно видеть реакции, смотреть, как люди анализируют, объясняют, домысливают, перекраивают, дописывают сериал, споря и ругаясь ночи напролет, ищут намеки и символы, наполняют банальную, казалось бы, историю глубочайшими смыслами.
В какой-то момент я вдруг осознала, что присутствую при уникальном событии. Впервые в истории благодаря Интернету обрело голос так называемое «молчащее большинство». До сих пор, сколько бы ни говорили «от имени народа», его никогда не слышали. В течение тысячелетий фиксировались лишь голоса просвещенных, интеллектуальной аристократии, и почти никогда — «профанов». У простых людей не было способа высказываться о своих чувствах, вкусах, взглядах, привязанностях. Одно из моих детских впечатлений: мама пишет диссертацию по средним векам — и переводит со старофранцузского нотариальные акты и «покаянные книги», пытаясь с помощью этих косвенных источников услышать голоса тех, кого можно считать народом. А нам так повезло!
Каково же было мое разочарование, когда обнаружилось, что создатели сериала серьезно не использовали этот подарок судьбы. Компания «Амедиа» вначале чувствовала необходимость диалога со своими эмоциональными и активными зрителями. Но позже администрация самого сайта, не скрывая своего раздражения слишком свободным и творческим обращением зрителей с сериальными образами, решила навести порядок: невнятно объяснившись с форумом, вынудила уйти многих ярких его участников. В этом конфликте проявилась неготовность создателей телепродукта к такой степени и такому качеству зрительского участия, а точнее — полный разрыв между тем, что делает современное телевидение, и тем, как его творцы интерпретируют то, что они создают.
Где зарыта @
В материалах, публикуемых в «ИК», анализ сериалов ведется обычно в двух ракурсах. Критики либо дают толкования комплекса Золушки, либо пишут про женскую долю. «Нам не очень-то и интересно, кто автор, режиссер всей этой драмеди, — раздраженно пишет уважаемый автор. — Нас даже не слишком занимает артистка, сыгравшая главную роль. Нам другое интересно: отчего эта так долго сказывавшаяся сказка про царевну-лягушку вызвала такой интерес…» И дальше идут «объяснения вдогонку», не слишком лестные для тех миллионов, которые смотрят.
Социологи анализируют телеаудиторию по стандартам своего цеха — ее демографический, возрастной состав и так далее. Впрочем, и они — несмотря на обещания сохранять безоценочность и объективность — срываются на описание этой аудитории — по гамбургскому счету — как ущербной, вынужденной компенсировать скудость личной жизни сомнительным и, в сущности, второсортным телепродуктом.
Оба подхода, безусловно, имеют право на существование. Но они рассматривают новое как давно известное. Ни тот, ни другой не ухватывают специфику предмета и даже — в предпосылке — отнимают у нас право эту специфику углядеть. Никакой феноменальности не предполагается. Нет речи о том, что перед нами именно феномен, который надо рассматривать в особой — собственной — системе понятий и представлений.
Между тем телевидение давно живет в новой медиареальности. И если его продукты оцениваются по критериям, взятым из другого — дотелевизионного — пространства, из старой, привычной, во многом уже уходящей системы представлений, то лишь потому, что мы живем на перекрестке, в существенном противоречии между тем, что делается, и тем, как оцениваются продукты современной медийной культуры.
Иначе говоря, мы уже в который раз попадаем все в ту же историю, которую организует искусство, постоянно меняя коды и расставляя ловушки: «Попробуйте объяснить Ренуару, что женский торс — не бесформенный разлагающийся кусок мяса, покрытый множеством зеленых и фиолетовых пятен, не вызывающих сомнения в том, что перед вами гниющий труп!»1 Это цитата из знаменитой рецензии 1876 года. Ведущему парижскому критику, на наш взгляд, сказочно повезло: он попал на вернисаж художников-импрессионистов. А результат? Увидел лишь «мыльную пену», потому что глаз был приучен к академической живописи. Код культуры сменился, а восприятие — нет. Мы уверены, что такое нам не грозит: весь ХХ век критики только и делали что учились осторожности в обращении с художником, умению на всякий случай попридержать язык. Но тут новый казус: ведь до сих пор все новое появлялось лишь в сфере искусства, а сейчас «высокое» искусство ищет свои коды в пространстве массмедиа.
И вот две «дамы, приятные во всех отношениях», как сказано в анонсе передачи на «Эхе Москвы» (и с чем я абсолютно согласна), хвалят визуальный симулякр литературы «Доктор Живаго», построенный по понятным им меркам. Мало кто понимает, что, попадая в медийное поле, любовная интрига князя Мышкина воспринимается зрителем так же, как метания героя «Неродиськи». А учитывая специфику обыденного восприятия, не различающего актера и его персонаж (вспомним рассказ актрисы Градовой, исполнительницы роли Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», как Брежнев расспрашивал ее, как поживают ее детки — те детки, что были в фильме), можно с уверенностью сказать, что в зрительском восприятии «Мастера и Маргариты» актер Безруков, играющий Иешуа, будет довольно часто идентифицироваться как браток из «Бригады». Распятый браток. Так работает медиапространство.
У меня нет претензий к режиссеру: поместив братка на кресте, он дал, осознанно или нет, современный российский символ, которому позавидовали бы устроители выставки «Осторожно, религия». У меня нет претензий и к критикам: видимо, общество нуждается в том, чтобы они утверждали, что ничего в мире не изменилось и мы по-прежнему находимся в доброй старой гуманистической культуре с ее бессмертными шедеврами. Жаль только, что телепродукт, сделанный по Булгакову или Пастернаку, находит заведомо высокую оценку, а хороший сериал, сделанный по законам медийной культуры, большей частью оценивается как низкопробный.
Между тем нельзя сказать, что у нас нет теоретической основы, чтобы ставить вопрос по-другому. Достаточно подробно в современной философии и искусствознании (Беньямин, Верильо… — список можете продолжать) исследована природа массмедиа, в которые вольно или невольно втягивается сегодня не только массовая культура. Валерий Подорога, один из самых авторитетных у нас знатоков философии этого направления, характеризует ситуацию так: «Массмедийное пространство, в котором существует сегодня вся культура (а часть ее полностью им поглощается), — это место, где вырабатывается сам образ культуры. Сейчас оно выступает в качестве навязываемого всем посредника… Все стягивается в это пространство со своими законами, и мы не можем ничего этому противопоставить, потому что это механизмы, которые выходят за пределы наших креативных возможностей. И если в отношении Сорокина и Пелевина еще можно говорить о какой-то массмедийной миметической активности, которая в какой-то мере ограничивает себя жанром, то Акунин просто цинично провозглашает тот вид литературы, который должен соответствовать массмедийности, и работает над этим»2.
Все так. Но одно дело теоретическая констатация тотального наступления массмедиа и другое — конкретная работа с его продуктами. Если при чтении Акунина образованный критик согласен сменить критерии, чтобы оценивать «по законам, им самим над собой поставленным», то к презренным сериалам, так называемым трэш-шоу и прочим новым (авангардным с точки зрения медийной культуры) жанрам, подходит исключительно с инструментами, взятыми из арсенала традиционного образа культуры: «О художественной стороне зрелища нечего сказать. На экране не образы и не характеры, и даже не маски, а фигуранты. В ролях фигурантов второго плана заняты известные артисты, в ролях фигурантов первого плана — новички. И те и другие трудятся в меру своей природной органичности. Там, где ее не хватает, начинают сильно пережимать. Собственно, об авторском начале телеполотна в принципе можно не говорить»3.
Все это звучит довольно презрительно. Но, может, в массмедийном продукте и не надо искать авторское начало и, скажем, оценивать актерскую игру по критериям, которые выработало классическое искусство. Ведь там все было иначе: мы шли в «храм» (музей, театр, кинозал), затихали, замирали, давая шедевру воздействовать на нас, проникнуть в душу и так далее. Потом уходили домой со своим впечатлением и, как говорится, преображенные. Задача критика в тех условиях — стать посредником, толмачом, медиатором между искусством и нами. Он должен был приблизить творение к зрителю, подготовить к восприятию и преображению. Как читатели или зрители мы могли только прикоснуться, приобщиться к нему, само же оно не затрагивалось нашим способом его прочтения, пребывало «на стеклах вечности». Как сказала Раневская, «Мона Лиза уже стольких видела, что может сама выбирать, кому нравиться, а кому нет».
То, что называют переходом к массмедийности, — слом именно этой установки. Книги Пелевина и Акунина не стремятся к созданию у читателей ощущения шедевра: они утверждают переход к новому виду литературы, которая существует именно в медийном пространстве. Они теперь не живут «на стеклах вечности», не держатся «на собственной тяге» (Мандельштам). Самый раскрученный рейтинговый сериал исчезает бесследно. Он не остается вне общения с аудиторией — как Толстой или Достоевский, вне актуального, скажем точнее, премьерного показа и контекста. Он умирает без сегодняшней реакции. Его жизнь осуществляется здесь и сейчас, в восприятии зрителя, который в этот контекст в это время погружен.
Скажем еще резче: его жизнь в переживании зрителя и есть его плоть и кровь. «Произведение актуального искусства существует в обсуждении», — говорит режиссер Кирилл Серебренников. В современной медийной культуре продуктом, строго говоря, является не то, что заключено в самой художественной форме, а, скорее, поток энергии, побуждающий зрителя доделывать созданное здесь произведение, продолжать его жизнь в ином пространстве. Это и есть способ бытия современного творчества.
Да, оно распадается на фрагменты, гэги, ситуации, отдельные поступки и смыслы, но ими можно обустраивать гигантское пространство повседневного общения — на кухне, в офисе, в сетевом сообществе. Их можно обдумывать, помнить, носить с собой целый день, а потом забыть навсегда. Пока эта жизнь за пределами экрана продолжается, она поражает невероятной интенсивностью. Нельзя даже сказать, что произведение этой жизнью заканчивается: скорее оно тут впервые начинается. Иначе говоря, в современной медийной реальности происходит перенос с произведения как чего-то самодовлеющего и самоценного — на зрителя, на коммуникацию, реакцию и интерпретацию по сю сторону экрана.
И такова специфика не только телевидения, а новой культуры вообще. Самые изысканные художественные инсталляции и перформансы существуют лишь здесь и теперь. Они рассчитаны на прямую реакцию: сколько бы вам ни рассказывали, ни показывали видеосъемку, вы не можете понять, в чем там было дело. Обо всем этом написано много книг, но, к сожалению, теория остается где-то сбоку, отдельно, когда мы судим о телепроизведении, она не формирует наших подходов к его оценке. Медийная культура — это переворачивание всех прежних представлений, самих механизмов производства и восприятия. Мы никогда не научимся судить о телепродукте, пока не поменяем схемы и стереотипы его осознания, не соответствующие новой реальности.
Вот почему для анализа сериала необходимо, видимо, появление нового типа эксперта, специалиста — даже не знаю, критиком ли он теперь будет называться. Он должен перенести взгляд, кроме всего прочего, также и на механизмы воздействия, на аудиторию и, вынося оценку сериалу, исходить из того, какие содержательно-переживательные потенции в нем заложены, дают ли они возможность продолжать жизнь этого медиапродукта за пределами экрана. Иначе говоря, он уже не будет думать отдельно о сериале и отдельно о зрителе. Предмет его анализа — их взаимодействие.
Но как это анализировать, если о зрителе мы почти ничего не знаем? Как бы ни гонялись за ним с современными инструментами исследования, замеряя рейтинги, проводя социологические опросы, устраивая интерактив, неизменным остается одно: нам неизвестно, что думает массовый зритель. «Когда мне приносят эти цифры, — говорит о рейтингах создатель „ATV“ Анатолий Малкин, — я смотрю на них и говорю: а из кого состоит эта аудитория? Мне же никто не расшифровывает, каким образом снимаются эти цифры! Дайте мне эти три тысячи точек так, чтобы посмотреть: кто конкретно смотрит мои программы, каким образом эти люди думают и главное — что они думают, когда нас смотрят, вообще».
Эта фатальная разделенность производителя и потребителя, проистекающая от технологического отставания методов интерактива, тем более ущербна, что в самой логике или, лучше сказать, поэтике медийной сферы мы различаем нарастающую потребность в зрителе — его участии, отклике, соавторстве. Можно долго издеваться: зачем сидит публика в «Школе злословия».
Но ясно, что она почему-то нужна. И чем нелепее, чем смешнее эти попытки имитировать отсутствующий интерактив, тем яснее его необходимость.
Потому что не сам по себе телевизионный продукт и не сама по себе аудитория, а ее ответ на этот продукт — вот кульминация новой массмедийной поэтики.
«Что сублимируем, девочки?»
И тут, как некое чудо, на помощь приходит интернет-форум. Он дает возможность услышать народ прямо, без посредников. Ведь в социологических опросах или интерактиве самими вопросами и заданными темами мышление канализируется, услышать подлинный голос почти не удается. Он искривлен ролью и функцией. А в Интернете люди могут высказываться совершенно свободно и, главное, анонимно. Андрей с Катей поцеловались — шквал откликов. Не поцеловались — Интернет ломится от напора чувств. Лучшего набора «тестов» не придумаешь.
На сайте «Амедиа» зрители продолжают осваивать коллизии сериала, исходя из своего жизненного опыта, помещают происходящее в контекст собственных ситуаций и представлений. Нельзя сказать, что сайт находится за пределами самого произведения. Нет, он внутри него, не просто способ функционирования: в каком-то смысле сам сайт и есть конечный продукт массмедиа (вернее, один из его продуктов).
Читая зрительский форум, расстаешься со многими стереотипами. Например, все думали, что потребители «мыльных опер» невнимательны, смотрят вполглаза. Я и сама была в этом уверена, пока не погрузилась в Интернет. И обнаружила: зрители сериала, оказывается, много внимательнее, чем поклонники фильмов Германа или Сокурова. Вы только вдумайтесь: фанаты «Неродиськи» идентифицировали и выложили на сайте почти все репродукции живописи, графики и фото, висящие во всех сериальных интерьерах. Мало того, отыскали эти картины в музеях. Но и этого мало: нашли ошибку в каталоге Русского музея.
Еще стереотип. Вы, вероятно, полагаете, что зрительская реакция на сайте сводится к обсуждению взаимоотношений героев. Оказалось, не только. Люди, вдохновленные сериалом, отвечают собственным творчеством — делают клипы, сочиняют стихи и драмы, прописывают возможное развертывание сюжета.
«Сколько же у нас талантливых людей! Какое удовольствие с вами жить, учиться, постигать». «Я и подумать не могла, что сразу и в одном месте соберутся столько умов и талантов! И сколькому я научилась от всех вас! Вы все такие разные и так хороши этим!» «Прочитано огромное количество книг. Думаете, мне пришло бы в голову перечитать Замятина, если б отношения Андрея и Киры не напомнили секс по талонам?»4
На ветках форума развивались самые разные темы: «НРК и ассоциации», «Словарь НРКмана» и прочие. Был написан иронический «Труд по исследованию одежды, костюмов героев и их связь с образами», проведен виртуальный судебный процесс над одним из героев с профессиональными речами обвинения и защиты. Сериал пытаются переписать, усовершенствовать, по его поводу или под его воздействием написаны сотни страниц художественного текста. Нелогичности или провалы сценария заставляют зрителей фантазировать. «А классное у нас кино про любовь получается! Уже почти 150 серий смотрим, и все еще загадка для нас — любят ли главные герои друг друга!», «Наш сериал похож на конструктор „Собери сам“… Сначала разбери то, что наваяли наши мыловары, а потом уже собери… Причем мнения обсуждающих-собирающих постоянно расходятся. Вот такой творческий процесс. Сами себе драмоделы».
Скомканный финал, сорвавшийся в комедийный стёб, зрители не простили и сочинили десятки новых финалов. «Самый главный» заключительный разговор героев можно издать как сборник вариантов довольно большого объема.
Тут мы затрагиваем еще один очень важный закон массмедиа: именно несовершенный с точки зрения традиционной критики продукт дает толчок к производству «сетературы». Редко какое произведение традиционного искусства обладает, думаю, столь мощной способностью пробуждать самодеятельное творчество масс. Сама условность, на которой строится поэтика сериала, провоцирует на его продолжение. Есть, правда, зрители, которые эту условность фиксируют и критикуют. На сайте, например, разбирают юридические неточности (как можно путать совет директоров и акционеров, проводить финансовые решения, не соответствующие нашим законам?), анализируют ляпы со временем — одна из героинь беременна уже тринадцать месяцев. Этому посвящено целое направление текстов.
Но большинству зрителей все это никак не мешает. Их интересует не фактическое соответствие сюжетных линий действительности, а реальность представленных взаимоотношений. Им важно вжиться, идентифицироваться, сравнить и — высказаться по поводу моральных и прочих проблем, спровоцированных сериалом.
Конечно, на таком форуме обговаривается прежде всего то, что касается взаимоотношений мужчины и женщины: «Пусть ради женщины (тем более некрасивой) так страдает такой мужчина!», «Пусть ни я, ни моя дочка, ни моя внучка, ни моя подруга не имеют идеального женского счастья. Пусть хоть в кино будет».
Одни переосмысливали свою жизнь, заново взрослея вместе с героиней («Если бы я себя вела, как Катя, моя жизнь сложилась бы иначе», «Катька, Катенька, любимая наша девочка! Стойкий оловянный солдатик. С тобой мы прошли этот путь — умирали от предательства, свернувшись клубком на полу, с тобой мстили, заглядывая в самый мрак своей души, с тобой прощали, извергая в диком крике боль… С тобой преданно любили. Будь счастлива!»), другие откликались на происходящее с завидной непосредственностью и самоиронией, реагируя на каждый жест, каждый мельчайший поступок героев: «Ах, Жданов, тощий, пьяный дурачок… Доканывая себя, вы доканываете нас, Андрей Палыч!», «Рома, Вы просто пробковое дерево, Вами, Ромочка, шампанское надо закупоривать!», «Кира! Уходя, уходи! Ты не Жданова любишь, а себя в своей любви»5. Однако за всем этим просвечивало нечто иное и самое главное — потребность проговорить свою позицию в мире.
Дело в том, что сериал наложился на растущий сегодня в обществе протест против гламура и гламурной реальности. Идентифицируясь с героями сериала, зритель находил оправдание своей скромной, «не-рублевской» жизни, обычной, «не-собчаковской» внешности. Он обнаружил, что имеет право быть таким, как есть. Атмосфера Катиной семьи, тепло и обыденность их жизни, в отличие, например, от отношений в семье Жданова или новорусской стерильности Киры, привлекла тем, что люди стали вновь находить смысл
и оправдание собственного уклада. Противостояние лоботомирующего телевидения, которое по-своему служит новокультурным тенденциям, и обыденного восприятия — главный градус форума. Зрители «Неродиськи», голосуя за нее, протестуют против аморализма, гламура, бандитского беспредела и прочего «мусора». Они удерживают норму и идеалы, которые расшатываются телевизионным трэшем.
«Для Жданова, живущего среди золотых оберток и дорогой мишуры, Катя была словно не от мира сего. Она резко отличалась от всех людей, с которыми он раньше имел дело, и не только внешне. Поэтому отношение к ней изначально было другое… Сначала преданная секретарша вызвала в нем благодарность, потом уважение, потом уже появилась нежность… Она не играла, не врала, была сама собой… Она была искренней, по-детски простодушной и в то же время чувственной…»
В «Неродиське» есть все реалии современной жизни — измены, «голубые», аморальный бизнес. Но она срезонировала с потребностью зрителя именно потому, что в ней это уравновешено возможностью во всех ситуациях сохранять жизнь, построенную на нормальных основаниях. Сериал сыграл роль ориентационного механизма как средства возвращения к неким незыблемым устоям. Это невозможно на тех ценностных основаниях, которые предлагает, условно говоря, ведущий программы «Максимум» Глеб Пьяных (как и весь авангард современной массмедийной культуры, направленной на деконструкцию). Невозможно продолжать жизнь на телевизионной апологии лжи, предательств, убийств, извращений.
Вот почему так важны, особенно в периоды кризисов и разломов, затертые и вроде бы забытые, кажущиеся сегодня пафосными понятия «любовь», «дружба», «верность», «вера», «доверие», «долг», «честь», «тепло человеческих отношений», «сострадание». Это, попросту говоря, человеческие априори, такие же неотменяемые, как время и пространство. Неотменяемые, несмотря ни на что. И хотя зрители «Неродиськи» — вполне современные, продвинутые, рефлексирующие люди, способные оценить игру с культурным контекстом (ведь сериал полон киноцитат, литературных аллюзий и самоиронии), их суждения поражают какой-то идеалистической устойчивостью: это все та же мечта об утерянном рае, об идеальных отношениях, о вечной любви, о доверии, о душевной красоте.
Сколь бы ни были продвинуты зрители подобной массмедийной продукции, в их представлениях, по большому счету, мало что меняется: происходят революции, сменяются режимы, а они все осуждают ложь и предательство, стяжательство и жадность. Разумеется, не исключено, что завтра кто-то вновь, как когда-то, будет рушить церкви, а послезавтра снова молиться, мгновенно меняя богов и кумиров (во всяком случае, главную героиню легко представить чистосердечной комсомолкой 20-х годов). Важно другое: при всех метаморфозах люди всегда будут искать способы терпеть труд жизни и нести его достойно в новых, часто непонятных им системах координат.
Разумеется, зрители сериала — вполне современные, укорененные в нынешней реальности люди. Нет сомнения, что они умеют «встраиваться». В своем бытовом поведении (как и все мы), возможно, и лгут, изменяют и носят взятки, а то и берут при случае. Но тем поразительнее, как из всей этой пены и грязи, которые предлагает окружающая жизнь, они вычленяют вечные нравственные ценности и именно с такой позиции выносят на форум свои оценки и суждения. Среди всей жестокости нынешней жизни сохраняют благородство помыслов и устремлений, которые просто поражают в текстах.
Видимо, тут мы сталкиваемся с главной особенностью так называемого «обыденного сознания»: его носители легко справляются с двоемыслием. При неколебимости базовых сверхценностей готовность к адаптации тут поразительна. То, что классического интеллектуала могло бы поставить в тупик и привести к духовному или психическому кризису, незаметно снимается в обыденном восприятии. Что трудно мыслителю, который каждый раз вынужден приводить свою картину мира в согласие с новыми реалиями, носители обыденного сознания, сталкиваясь с явлениями, которые должны были бы затормозить жизнь, разрушить человеческий космос, каким-то неведомым способом приводят все в непротиворечивое состояние, легко возвращают жизнь к тем устоям, без которых невозможно ее продолжение. В данном случае — с помощью сериала.
Иначе говоря, они держат норму, снимая крайности, с одной стороны, нравственного и духовного распада, а с другой — агрессивной молодежной реакции. Это какая-то бессознательная, утробная задача — сохранить норму, помогающую нести труд жизни. Просто чтобы она могла продолжаться при этом. В поиске и утверждении тех вечных опор, которые, как матрица, включены в обыденное сознание.
«О! Дивный новый мир…»
«Все, что составляет нашу жизнь, есть в сериале». Он помогает находить смыслы в обессмысленном и безлюбовном мире. На форуме, где все это происходит, наблюдается нечто чудодейственное: возникает коммуникационная эйфория, каждый приобщается к бытийному центру, за каковой принимается сериал. Мы присутствуем при создании некоего нового типа сообщества, где мысли и эмоции не контролируются и не направляются, где человек свободен — от своего статуса, от возраста и даже от своего пола и имени. И если, как в данном случае, сообщество это возникает по поводу фиктивной массмедийной реальности — оно все равно загружается всей полнотой смыслов, поскольку за всем этим стоят живые люди со своими переживаниями, — люди, которые в реальности не могут проявиться так полно и свободно, о чем свидетельствуют их собственные слова: «Спасибо! Всем, всем, всем, кто подарил мне это счастье! Минуты смеха и улыбок давно перетекли в часы, недели, месяцы и на тарелках невидимых весов перетянули эти состояния во всей прожитой жизни. Я не просто рада, я горда собой, что встретила всех вас, что на минутку задержалась и осталась за невозможностью уйти. И это — счастье». «И что это за мир такой, в котором каждый чувствует себя прекрасно? Рай? Но разве он бывает на Земле, наполненной проблемами, печалями, болезнями, разочарованиями, горем? Бывает. Теперь я это знаю. Там, где актеры в масках, где строки и междустрочья, где бессонные ночи, неприготовленные вовремя обеды, немытые до лета окна, работа наспех. Где обсуждают цвет рубашки и анализируют поступки, где пишут гениальные рассказы и иногда произносят просто: „Всем привет!“ Где рисуют, фотографируют и „снимают“ собственные фильмы. Где плачут и смеются, где восхищаются и ругают, где млеют от чужой любви… Здесь — живут. Это тот театр, в котором не играют роли. И каждый — главный персонаж. И это всё не сказка».
Здесь царит демократия. Ежедневное общение совсем разных людей, из разных слоев общества, из Липецка и Петропавловска, Москвы и Воронежа, Сахалина и Калифорнии. В жизни — точнее, в образе жизни — между ними пропасть. Но тут, на форуме, они прекрасно понимают друг друга. Различие если и наблюдается, то по житейским и нравственным установкам.
Тут отваживаются говорить люди разного социального статуса, успешные и не очень, молодые и не очень, красивые и не очень. Их выслушают, поддержат или, наоборот, поспорят. «Здесь ощущаешь себя частью того, что можно назвать «сестринством Неродиськи», — говорит одна. «Это моя лучшая зима», — вторит другая. «Мы узнали друг друга на каком-то замечательном уровне, не имеющем ничего общего с внешностью, обязательствами, жизненными обстоятельствами… Как-то так изнутри, что ли?»
На фоне окружающего всеобщего уныния, цинизма, жизненной пошлости здесь, на форуме, мы встречаем прекрасных людей, замечательные взаимоотношения, отличные от тех, что складываются в реальности. Отношения доверия, взаимопомощи, комплиментарности, взаимопонимания, то есть именно такие, о каких они мечтают.
Мне скажут: но человек всегда в своем обыденном повседневном существовании ищет смыслы и основы, пытаясь максимально эффективно и пластично встроиться в предлагаемые условия жизни и коды культуры. Правильно, но теперь отношения между жизнью и ее осмыслением уже не протекают независимо от массмедийного пространства. Медийная среда дает сетку координат, задает горизонт видения мира, модели объяснения жизни. А значит, пора бы уже обозначить это явление без негативной установки, опираясь на новые инструменты его анализа, которые появились с распространением Интернета.
Надо признать: мы, с точки зрения прежних критериев, живем в не совсем правильном мире — проводим время у телевизора, за компьютером, часами пребываем в виртуальном пространстве. Вместо Толстого у нас Сорокин, а вместо Шагала — Кулик или… Но это ведь не чей-то заговор или злой умысел, это — дух и движение новой культуры, это и есть нынешний мейнстрим. С таким вот типом человека, с его языком, осанкой, повадками, которые так отличаются от давно знакомых идеалов. Образ — «человек — это звучит гордо» — вроде остался, но он спародирован, заменен разного рода имитациями. И все же, как всегда, вместе с ядом приходит противоядие: именно сериал дает массу возможностей, чтобы не только симулировать, но и стимулировать реальную жизнь. Он дает хрупкий баланс между «так жить нельзя» и «тем не менее, все-таки». Реагируя на него, люди совершенно искренне и серьезно обсуждают базовые основы своего понимания мира, причем толчком к этому явился самый натуральный, иронический и притворяющийся реальностью симулякр.
«У нас в „Неродиське“ параллельная реальность. О!.. Дивный, новый мир. А грань — экран телевизора!», «За то и люблю НРК, что, как в жизни, — только что плакал от горя и вот уже от смеха…», «Не могу вспомнить сцен в кино, которые воспринимались бы с таким трепетом и дрожью в душе. Ощущение горя и счастья одновременно…», «…Зритель не чувствует себя «четвертой стеной», а предельно вовлечен в волшебное и завораживающее своей близостью действо… Глубина, объемность героев, которые на моих глазах превращались из картонных типажных персонажей в живых людей с очень не-простой, не всегда понятной с первого взгляда внутренней организацией… Они — загадка, ответы на которую постоянно ищет не только зритель, но и сами герои в себе разобраться не могут… «Неродиська» — коктейль, в нем важен каждый ингредиент: и абсолютно трагический излом в характерах главных героев, и феерическая искрометность в «подаче материала», и идеальный дуэт актеров… Вот эта смесь и породила удивительное явление среди зрителей — НРКманию, то есть жизнь на предельно возможном уровне сопереживания героям сериала «Не родись красивой».
Теперь вопрос, для меня трудный: что же все-таки я искала на форуме? Неужели ради того, что мы прочли в вышеприведенных цитатах, стоило тратить столько времени? Попробую объясниться.
В руках специалиста форум может стать новым (и, думаю, весьма перспективным) инструментом анализа создаваемых телепродуктов. Другое дело, что использовать Интернет в этом качестве, значит, «сменить оптику», отказаться от стандартного критического взгляда извне и, вооружившись чем-то вроде сильного микроскопа, погрузиться в зрительскую среду и в саму атмосферу форума. Тут, как в психонализе, — только методом погружения, частичной идентификации с участниками можно раскрутить тайну воздействия телесобытия. Здесь нет мелочей. Важны все реакции — на жесты, фразы, мельчайшие детали сюжета, костюма, интерьера. И совершенно не важно, в каких литературных оборотах выражены на форуме эти реакции — в виде ли серьезного культурологического анализа или дамской благоглупости, даже пошлости (и то, и другое, и третье есть на форумах). Никто заранее не скажет, из какого сора удастся вытащить самые ценные наблюдения и закономерности.
После беспрецедентного успеха «Не родись красивой» руководители СТС запустили в привычный час сериал «Петя Великолепный», а затем «Все смешалось в доме». Не секрет, что они ожидали тех же бешеных рейтингов, ждали у экранов прежнюю аудиторию. А получили провал. И это, на мой взгляд, напрямую связано с той проблемой, о которой мы здесь ведем речь. Не проявив глубокого интереса и должного уважения к зрителю, авторы сериала так и не узнали, что именно составляет саму суть, квинтэссенцию их творчества, которое (повторим еще раз) разворачивается не в рамке экрана, а по эту его сторону — на кухне, на лавочке, на интернет-сайте.
Знать эту продолжающуюся жизнь режиссер не может, да и не должен. Даже продюсер не обязан быть профессионалом в области зрительской интерпретации. В компаниях, производящих подобные сериалы, работают немалые группы аналитиков — ведь успех продукта в конечном счете страхуют они. И если наши теледеятели, потакая собственному высокомерию в отношении к зрителю, будут и дальше запаздывать в освоении новой, нарождающейся специальности, им придется, к сожалению, ошибаться в своих прогнозах. Заповедь Пастернака «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать» тут слабое утешение. Как ни крути, а она написана не для создателей массовых телепродуктов.
1 В кн.: Р е й т е р с ф е р д О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974, с. 83.
2 П о д о р о г а В. Философия и литература. Лекция в клубе «Билингва»: polit.ru/lectures/2006/07/28/podoroga.html
3 Б о г о м о л о в Ю. Код триумфа Кати Пушкаревой. — «Искусство кино», 2006, № 8.
4 Здесь и далее цит. По: amedia.ru, fan-art-offorum.narod.ru, форумы и темы «Обсуждение серий», «Фанарт», «Создаем сериал вместе» и другие.
5 Там же.
http://www.kinoart.ru/magazine/04-2007/media/nerod0704/

2

О! я читала эту статью.

Анна написал(а):

Не проявив глубокого интереса и должного уважения к зрителю, авторы сериала так и не узнали, что именно составляет саму суть, квинтэссенцию их творчества, которое (повторим еще раз) разворачивается не в рамке экрана, а по эту его сторону — на кухне, на лавочке, на интернет-сайте.

Сволочи они хорошие ,эти авторы сериала.Они и сами что-то поняли ,наверное,но уже было поздно.Хотя я и сейчас бы не отказалась от продолжения с тем же составом - 6 лет спустя.В духе самого что ни на есть романтического реализма.Такой жанр есть вообще? :D

3

Мне до сих пор интересно, почему никто из моего многочисленного окружения не стал смотреть НРК, ни одна душа! Я призывала, уговаривала, они видели, что творилось со мной!  http://s8.rimg.info/5abcc563159f90b71ff91368b8c8fcd9.gif  Я показывала отрывки, фотки, клипы, захлебывалась от восторгов... Мне с кем-то нужно было об этом говорить и говорить, иначе я взорвусь.  http://s9.rimg.info/9150322212fd69ea83d25d14ded8a943.gif   Даже самые близкие подружки, с которыми мы понимаем друг друга с полувзгляда, сказали - нет, не мое. И все, я пошла в  сеть...
За все время я в реале встретила лишь одну даму, которая смотрела НРК, да и то не из нашего города. О! Насмешка судьбы! Она - поклонница Такшиной и ее любимый персонаж Клочкова... Она такое говорила про Катьку! И жалела, что Жданов не влюбился в Вику.  http://s8.rimg.info/2de762def7eab151aae7ad09d797bd45.gif  Мы были на даче у друзей, я побоялась выпить даже чуть-чуть, потому что знала, что рюмка-две - и полетят клочки по закоулочкам. Как я вынесла, одному богу известно. Противная особа, эта дама, просто отвратительная.  http://s9.rimg.info/87269722bccf19617a930f4b76338183.gif

4

Стася написал(а):

Как я вынесла, одному богу известно

Я тебя понимаю.Если до сих пор страсти кипят ! На женилке бои просто яростные ,до крови ,до полного уничтожения противника... :D

5

Газета "Век"

Свадьба Кати Пушкаревой: подробности последней серии
Опубликовано 07.07.2006 12:26. Отредактировано 07.05.2012 13:27

Этого дня ждали все телезрители канала СТС. Электронной газете «ВЕК» стали известны подробности заключительной серии свадьбы Кати Пушкаревой и Андрея Жданова.

"Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Происходит то, о чем мне было страшно даже мечтать. Я выхожу замуж за самого любимого, самого умного, самого красивого, самого близкого человека!", - написала в своем дневнике Катя Пушкарева. И на сегодняшний день для зрителей сериала СТС "Не родись красивой" уже не секрет, что человек этот Андрей Жданов.

Квартира Пушкаревых украшена цветами, воздушными шарами и красными сердцами. Шурочка с игрушечным пистолетиком, Татьяна Пончева с фломастерами под мышкой, и все без исключения представительницы женсовета с цветами. Пока невеста последний раз смотрится в зеркало у себя в комнате, все готовятся к встрече жениха. В доме царит предсвадебная суматоха, которая хорошо знакома тем, кто имел счастье или несчастье вступать в законный брак, с воем свадебного кортежа у подъезда, выкупом невесты и прочей милой и невообразимо приятной ерундой. Валерий Сергеевич суетливо теребит на себе черную бабочку, заботливая Елена Пушкарева рассаживает подружек невесты в кухне, и девушки оживленно начинают проверять боеготовность (наличие всего необходимого для выкупа невесты). Амура принесла ватман для того, чтобы жених с закрытыми глазами рисовал невесту, Шурочка диск с романтическими песнями, которые он, по сценарию, должен исполнять между третьим и четвертым этажом, (песни, между прочим, спела исполнительница главной роли в сериале Нелли Уварова). Светлана Локтева была назначена ответственной за табуретку.

Следующая сцена в павильоне - явление Жданова. Испугавшись предполагаемых конкурсов на проверку творческих способностей, он оказывается в квартире Пушкаревых весьма неожиданным способом, и молодые танцуют свой первый вальс. Причем, делают они это в прихожей. Репетиции танца закончены, и в кадр приносят очки в черной оправе, новые, парадные, которые Антипенко должен надеть на свадьбу. Они ему явно не по душе.

Дом культуры детей железнодорожников, что на Новой Басманной, на три дня стал Меккой поклонников сериала "Не родись красивой" и местом, где решилась судьба Кати Пушкаревой и Андрея Жданова. Именно в этом необыкновенно красивом особняке, который на три дня превратился в ЗАГС, прошли съемки свадебных сцен. Все, кто хотел увидеть это событие лично, сразу записались в актёры массовых сцен. А те, кого не взяли, в нетерпении ожидали появления невесты у огораживающей ленточки, упрашивая сотрудников правопорядка разрешить им проникнуть на территорию, где и проходили съемки. Женсовет (исключая Татьяну Пончеву, которая по уважительным причинам отсутствует, ибо роды иногда дело непредсказуемое), друзья и родственники во главе с женихом столпились возле ЗАГСа в ожидании Кати.

В основном обсуждалась исполненная в предыдущей серии песня. Кто же исполнитель? И если это Уварова, то почему лишь под конец фильма она решила раскрыть еще одну грань своего таланта? И вот к крыльцу подъезжает карета, запряжённая двумя белоснежными лошадьми. Казалось бы, момент настал. Публика вместе с Андреем замерла в ожидании. Открывается дверца, из нее появляется изящная ножка, следом за ней и её обладательница прекрасная невеста. Но Красавицей-невестой оказалась не Екатерина Пушкарева, а Анжелика, модель и лицо компании ZIMALETTO, роль которой исполняла Евгения Чиркова. А вместе с ней и будущий супруг, директор сериала Дмитрий Белосохов. (В отличие от киношных молодоженов, Евгения и Дмитрий в этот день действительно стали законными мужем и женой, а такой свадебный эпизод супруг организовал специально для любимой жены).

Хотя пара и была прекрасна, но все же это были ни те персоны, которых все ожидали. Через час все заметно приуныли. Андрей нервно повязывал Зорькину ленточку свидетеля на груди, как вдруг, из-за угла появился серебристо белый лимузин, а в нем и сама Катя. Как оказалось, машина, на которой должна была явиться невеста, сломалась и ситуацию, как уже бывало и раньше, спасла фея Юлиана. Поначалу она хотела подарить тыкву, но потом, все же одумалась и заказала лимузин. Но, это так, по сценарию. На самом же деле, Нелли все это время наряжалась, гримировалась и укладывала волосы. Так что права была мать Андрея Жданова, Маргарита, говоря, что и сама опоздала на свадьбу из-за того, что делала прическу.

Публика была в восторге, увидев свою любимицу, в элегантном карамельном платье, улыбающуюся белоснежной улыбкой, а главное, в хорошем настроении. Для съемок этой сцены креативный продюсер телеромана Илья Папернов самолично сел за одну из камер, а режиссер-постановщик Стас Назиров вооружился фотоаппаратом: он сыграл фотографа, а заодно сделал немало памятных снимков для потомков По сценарию, увидев Катю, грациозно выходящую из роскошной машины, жених должен был сломя голову броситься к ней и закружить ее в стремительном любовном порыве, а уже за ним подбежать все остальные.

Звучит свадебный марш. Катя и Андрей поднимаются по лестнице Дворца бракосочетаний. Андрей счастлив. Катя в изысканном платье выглядит так, что чужие женихи заглядываются на нее. Вслед за Катей и Андреем по лестнице поднимаются родители и друзья. Катя ослепительно улыбается впервые без брэкетов! И вот они у стола, на котором лежит регистрационная книга.

- Жданов Андрей Павлович, согласны ли взять в жены Пушкареву Екатерину Валерьевну?, - спрашивает работник ЗАГСа, которую играет актриса театра Современник Галина Петрова.
- Главное, чтобы она согласилась!,- с улыбкой отвечает Андрей.
- Пушкарева Екатерина Валерьевна, согласны ли вы стать женой законной Жданова Андрея Павловича?
- Главное, чтобы он согласился, вторит Катя.

В то время герои волнуются, согласие молодожены дают на протяжении 6 дублей. Наступает момент обмена кольцами.

- Дорогие Екатерина Валерьевна и Андрей Павлович! Вы вступили, - начинает героиня Петровой.

- Целоваться уже можно?, - перебивает ее Андрей. Андрей Павлович!

- Вы можете поцеловать невесту! Целуйтесь!

Жених и невеста, почти год шедшие к этой минуте, целуются под всеобщее ликование друзей и близких. А у реквизиторов на долгую память останется книга, в которой красуются две росписи. Кати Пушкаревой больше нет. Есть Екатерина Валерьевна Жданова. Но это уже совсем другая история.

Главный вопрос, который волнует всех: что придет на смену "Не родись красивой"? В новом сезоне на СТС будет не один, а три главных проекта: "Кадетство", "Петя Великолепный" (рабочее название) и "Семейство Бобовых" (рабочее название). Все три проекта сняты в жанре драмеди.
Кстати, с героями сериала Не родись красивой зрители канала СТС не прощаются. Всем тем, кто не смотрел сериал с самого начала, СТС предоставляет такую возможность. С 10 июля в привычное время, в 20.00 на СТС пойдут повторы сериала "Не родись красивой".

Алексей Петров

http://wek.ru/cultura/70873-svadba-kati … serii.html

6

Меня пробрало на сериал ) Я его смотрю наверное третий год подряд и вот тоже в это время, ближе к Новому году. Мне ну просто очень нравится актео Григорий Антипенко. Особенно его руки, точнее кисти рук и пальцы. Ну очень красивые пальцы у этого человека. Я люблю смотреть этот сериал просто потому что сама история очень зацепляет. Ну и у персонажа Жданова чувство юмора тоже прекрасное, да и сериал даже пересматривая довольно интересен каждый раз. Даже слезы проливаю в некоторых местах. Сам Григорий судя по его истории жизни, которая доступна в интернете (точнее из того что доступно) на самом деле очень замечательный человек, мужчина. И возраст такой очень хороший - 38 лет. В общем - мечта моя )

У меня почти в 30 лет появился кумир или как это лучше назвать, человек-актер который очень сильно нравится.

Я уверена что он нравится очень многим девушкам, многие от него просто без ума, я же понимаю что я его просто не увижу, не услышу вживую. Никогда не встречу, это просто нереально вообще. ну и естественно мы не будем общаться с ним. Это как мечта, мне нравится человек-мечта.
babyblog.ru/user/lenta/makarova_valya

7

Даниэла написал(а):

Меня пробрало на сериал

Даня, предупреждать надо http://img218.imageshack.us/img218/7699/sarcasticaa9.gif , я подумала вначале, что это ты про себя пишешь... :surprise:
Так искренне написано, здорово. :flag: 
Ну, что сказать...не со всем я согласна, но то, что руки у него красивые, человек хороший, возраст у него замечательный и у Жданова чувство юмора есть, это точно.  :flirt:

Даниэла написал(а):

Я уверена что он нравится очень многим девушкам, многие от него просто без ума

Это - да, тоже согласна, и не только девушкам. http://img218.imageshack.us/img218/7699/sarcasticaa9.gif

Даниэла написал(а):

я же понимаю что я его просто не увижу, не услышу вживую. Никогда не встречу, это просто нереально вообще. ну и естественно мы не будем общаться с ним.

Уж очень безысходно звучит, хотя ничего невозможного здесь нет, было бы желание.  :flag: Про общаться - не знаю, а вживую на сцене повидать, это очень даже выполнимо.

Даниэла написал(а):

Это как мечта, мне нравится человек-мечта.

Даже завидно. :cool: Я тоже хочу человека-мечту.

8

Чернушка написал(а):

Даже завидно. :cool: Я тоже хочу человека-мечту.

В жизни или вообще ,в принципе? http://s39.radikal.ru/i086/0809/b4/7a7ad46f4f3a.gif

9

Ирина2 написал(а):

В жизни или вообще ,в принципе?

Что значит - в жизни? :O
Ты имеешь в виду кого-то навроде соседа? http://img218.imageshack.us/img218/7699/sarcasticaa9.gif Нет, не хочу... :dontknow: хлопотно очень. :smoke:
Как выяснилось, иметь актера-кумира тоже дело беспокойное, а местами - даже нервное. http://img218.imageshack.us/img218/7699/sarcasticaa9.gif Самое милое дело - книжный герой, дешево и сердито. http://kolobok.us/smiles/artists/laie/Laie_22.gif Может, присоветуешь кого? http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/girl_witch.gif

10

Чернушка написал(а):

Может, присоветуешь кого?

Бери Фандорина.Хороший мужик! Умный ужасно ,красавчик-брюнет с синими глазами и серебрянными седыми висками,усатый .В любви - Эйнштейн! http://s39.radikal.ru/i086/0809/b4/7a7ad46f4f3a.gif  Судя по всему... http://img218.imageshack.us/img218/7699/sarcasticaa9.gif
Или из классиков кого.Я в молодости от Долохова тащилась.Такой мужЫк ,тычо...

11

Ирина2 написал(а):

Бери Фандорина.Хороший мужик!

Ирина2 написал(а):

от Долохова тащилась.Такой мужЫк ,тычо...

:cool: Надо подумать... http://www.kolobok.us/smiles/standart/blush2.gif

12

Лена на муббе написала, что "наше все" с 29 апреля по Домашнему будут показывать 8-)

13

Даниэла написал(а):

"наше все" с 29 апреля по Домашнему

И прибудет новый поток поклонниц НУ и ГА! Не обезлюдеет деревня Неродиська в обозримом будущем... http://www.kolobok.us/smiles/standart/smoke.gif

14

Мама пока смотрит 8-), Гриша её по-прежнему особо не прельщает, пока смотрит ну не то, чтобы с большим удовольствием, но с интересом. Говорит:"Это что же так мама (Муравьева) свою дочку не любит?!Сама одевается очень даже не плохо, машину покупать ездила в хорошем костюме с кокетливым розовым шарфиком и нормальной прической, а дочку одевает ужасно и голову её в порядок привести не может+очки дочери не подберет такие, чтобы ей шли" 8-).
+ уж на что моей маме много лет (70 с маленьки хвостиком), но и то понимает-помнит, что в 2005 году сотовыми телефонами во всю пользовались (по крайней мере в Москве) и стоили они (обычные аппараты, без наворотов, но нормальны) вполне доступно, а здесь мало того, что Катя не может сама себе купить, так ещё и родители, якобы дарят, дочке полное старье заклеенное ужасной изолентой. Говорит, нет не любят они её, я бы тебе никогда такой ужас не подарила 8-). Мол, я уже в том году была глубокой пенсионеркой с самой обычной пенсией, как рядовой врач, и то бы недорогой мобильник могла тебе купить, если бы было надо, а здесь папа-военный пенсионер+подработка была и т.д.
В общем, пока только это её глубоко задело из просмотренных серий 8-).

15

Даниэла написал(а):

В общем, пока только это её глубоко задело из просмотренных серий 8-).

И не только ее! Я помнится ,в шоке от этих бытовых подробностей была.В голове не укладывалось такое отношение к дочери.Хуже падчерицы Золушки...
Даня ,так интересно! Ты нам рассказывай о маминых впечатлениях,это как глоток свежей воды в душной  постнркашной атмосфере... :flag:

16

Ирина2 написал(а):

Я помнится ,в шоке от этих бытовых подробностей была

Я когда первый раз сериал смотрела, как-то не съакцентировалась на таких деталях  :dontknow: , потом, конечно, тоже прибалдела 8-). Маме специально ничего не рассказываю про сериал (сюжет, подробности и т.д.), даже не отвечаю на вопрос чем все закончится 8-), интересны её впечатления как пожилого человека, впервые приобщающегося к НРК (надеюсь, ей не надоест смотреть и "Домашний" очередную бяку не преподнесет (перенос времени или прекращение показа, т.к. дисков у меня нет, а он-лайн на компе она смотреть не будет:не любит+компа у неё нет-не хочет).

17

Мама смотрела 8-), говорит, что как можно терпеть такого психа и как, главное, можно влюбиться в такого психа :D. Продолжает находиться в шоке от родителей, которые так достают дочку своими звонками абсолютно не по делу, а уж от папы она, вообще, "выпала в осадок" 8-).
Далее, сильно удивляется:неужели у Кати нет никакого, пусть даже самого обычного, пакета, куда она может сложить свои папки с бумагами, чтобы они уже во второй раз не высыпались у неё из рук 8-), не понимает, почему она их под мышкой постоянно таскает 8-).

18

Твоя мама права абсолютно во всем! но ты ее предупреди ,что дальше история будет еще бредовее .Пусть будет морально готова,еслечо... :D

19

Ирина из Сургута написал(а):

но ты ее предупреди ,что дальше история будет еще бредовее .Пусть будет морально готова,еслечо...

Не, предупреждать не буду, хочу её неподготовленную реакцию услышать 8-)

20

НРК сегодня исполнилось 8 лет! Всех создателей сериала, всех его артистов и всех-всех его поклонников  поздравляю с этой датой! Ведь помимо того, что это просто отличный фильм, большая его заслуга и в том, что на НРКшном простарнстве мы все познакомились и подружились друг с другом! :flag:

21

Даниэла написал(а):

большая его заслуга и в том, что на НРКшном простарнстве мы все познакомились и подружились друг с другом! :flag:

Да ,это правда! Хороший сериал ,чотам....

22

Даниэла написал(а):

Ведь помимо того, что это просто отличный фильм, большая его заслуга и в том, что на НРКшном простарнстве мы все познакомились и подружились друг с другом!

СЯП!!!  http://www.kolobok.us/smiles/standart/friends.gif   http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/give_rose.gif

23

Даниэла написал(а):

большая его заслуга и в том, что на НРКшном простарнстве мы все познакомились и подружились друг с другом!

Ура, товарищи!!!http://kolobok.us/smiles/artists/laie/Laie_22.gif

24

propeller  http://uvarovanelly.ru/forum/viewtopic. … ;start=800
http://www.foma.ru/nizkij-zhanr-popyitk … aczii.html 
"Фома", № 5 (133) май 2014
Низкий жанр: попытка канонизации?
Режиссер «Не родись красивой» о сериалах и Фаворском свете

Как заставить миллионы людей неделями переживать за выдуманную героиню и зачем это нужно? Какую пользу может принести сериал? Может ли искусство в принципе менять мир? У культурологов и критиков есть много разных подходов к поиску ответов на подобные вопросы. Но какие точки напряжения в пространстве современной культуры видят те люди, которые непосредственно участвуют в создании ее, как сейчас принято говорить, продуктов? Своим мнением с нами поделился постановщик известного сериала «Не родись красивой», театральный и кинорежиссер Александр Назаров.

Обыкновенная Катя

— Александр Владимирович, из многих Ваших работ более всего стал известен, как мне кажется, сериал «Не родись красивой». Его смотрели люди совершенно разных возрастов и социальных сословий, о нем слышали даже те, кто совсем не включает телевизор. Чем бы Вы объяснили такую популярность?
— Мне кажется, дело в том, что это история обычной девушки, Кати Пушкаревой, которая постепенно учится самому главному — служить ближнему. В этом сериале мы пытались донести простую, но важную мысль: можно быть некрасивым, не подходить под общепринятые стандарты успешности и перспективности, но, если избираешь верную позицию в жизни, если пытаешься смотреть на окружающую действительность с позиции любви, ты многого добьешься, сможешь в каком-то смысле даже перевернуть мир. По крайне мере, ту его часть, в которой существуешь. Оказалось, многим важно было это услышать…

— А лично Вам близка эта мысль? Она изначально была заложена в сценарий или это Ваша режиссерская трактовка?
— Лично мне эта мысль тоже близка. «Не родись красивой» — вообще адаптация колумбийского сериала, но герои русской версии живут в наше время, за ними — наша история и наши характеры. Катин папа — военный, мама — учительница... Типичная семья, родом из Советского Союза, живут они в сталинской квартире. И в этой семье есть девочка, которая учится делать выбор. На какой основе она учится этому, откуда ей взять критерии хорошего и плохого? Этот вопрос очень важен для меня. Понимаете, моя мама всегда была атеисткой, в полном смысле слова советским человеком. Но если я и понял что-то о жертвенности, об идее служения, то именно благодаря ей. В чем тут дело? Прежде всего давайте вспомним, с какой Книги копировался кодекс строителя коммунизма. Конечно, Бог из этого свода правил был вычеркнут, однако призыв к служению ближнему остался (пусть и извращенный — ради построения «земного рая»). Да и убрать Бога из жизни всей нашей семьи у власти и пропаганды не получилось. У мамы, уверен, в памяти всплывают моменты, как моя прабабушка, прихожанка Никольской церкви на Маросейке, водила ее в храм в детстве. А мамино детство, между прочим, пришлось на конец 1930-х годов… Я чувствую, что в моей семье эта линия веры не прервалась — она как будто на время ушла куда-то на глубину. И мне кажется, что подобная история характерна для очень многих людей в нашей стране. Духовная жизнь в народе, по-моему, никогда не сходила на нет, как бы власть ни старалась. Другое дело — становится ли это внутреннее чувство правды приоритетом для тебя в повседневности или ты глушишь его.

— А почему Вы выбрали именно такую центральную тему — молодая женщина, идея служения..?
— Я прекрасно помню 1990-е годы и, в частности, те представления о женщине, которые транслировались через кино и сериалы. Так вот, вместо темы женского служения — подспудно, а нередко и явно — постоянно звучала другая идея. Что есть короткий путь к достижению всех земных благ, и этот путь — не в служении, а, простите, в обслуживании.

— Но мое детство пришлось на 1990-е, и у меня нет ощущения, что эта идея так сильно пропагандировалась.
— Посмотрите на это глазами моего поколения. Ведь тогда свобода свалилась нам на голову, и голову от этого можно было потерять очень легко. То, что для вас было неочевидно, нашим поколением считывалось буквально между строк. Все наши привычки, представления о норме сломали как об коленку! Как будто отмашку дали: делай в этой жизни все что хочешь, ты свободен… Но было ли это безусловно хорошо для людей с советским еще сознанием?.. Собственно, я и в сериалы пришел отчасти для того, чтобы иметь возможность дать на это какой-то ответ.

«Низкий жанр»

— А Вам не кажется наивной надежда, что обыкновенный сериал развлекательного характера способен что-то изменить в сознании зрителя?
— Как-то отец мне процитировал слова Виктора Шкловского, которые я запомнил навсегда, — о том, что развитие искусства идет по пути канонизации низких жанров. Начиная снимать сериалы, я думал: действительно, в современном искусстве это один из низких жанров. Но смотрят ли его? Еще как! Значит, можно постараться сделать в нем что-то. Я сказал себе: вот возьми этот низкий жанр и попробуй в нем стать классиком, тем более что в высоких жанрах недостатка работников нет. Однажды в интервью Ларса фон Триера я прочел, что ему как режиссеру главное — оказаться во власти чего-то большего, чем он сам. Мне кажется, это правильная позиция. Даже если ты пришел в сериал, и на фоне шедевров мировой культуры твоя работа выглядит очень скромно, — с этой установкой можно делать что-то хорошее. Когда я приглашал на съемки в один сериал известную актрису, мне пришлось ее уговаривать. И я сказал ей: мы с вами живем в истерзанной стране, и, может быть, единственное, что мы сейчас должны подарить людям, — это час сказки вечером. И она согласилась с этими словами.

http://f6.s.qip.ru/1709nu9lm.jpg

— Знаете, о чем я сейчас подумала… Вот Достоевский пишет в воспоминаниях, как они с братом вечерами читали друг другу Гоголя. Не потому, что они с детства были выдающимися людьми, а потому, что им было интересно. А сейчас мы вечерами смотрим сериалы, а потом обсуждаем, что там случилось. Разве нормально, что у нас настолько снизилась планка интеллектуальных запросов?
— Тогда давайте для начала поговорим о функции искусства. Польский театральный режиссер Ежи Гротовский задавался вопросом: а почему люди вообще что-то смотрят, интересуются театром, кино и т. д.? И отвечал: потому что человек любит быть свидетелем. Вот буржуазная культура, например, строится на том, что читатель или зритель хочет быть свидетелем «преступлений» — в кавычках, потому что речь, естественно, не только о криминале. Понаблюдайте: все постепенно идет к тому, что запретное становится разрешенным, «преступное» дозволенным... И возникает вопрос: а есть ли что-то еще, помимо «преступлений», свидетелем чего хочет быть человек? Я думаю, да. Посмотрите на самые выдающиеся произведения культуры за все века и вы увидите, что человек хотел и, смею надеяться, хочет быть свидетелем… Фаворского света. Того, в котором апостолы на горе Фавор увидели Христа во время Его Преображения. Мне кажется, они как раз были идеальными зрителями, простите за такое уплощение. В шедеврах искусства совершенно разных веков мы видим этот свет — как напоминание о том, что смерть побеждена, что, по мысли одного мудрого автора, мы бессмертны, как бы нам ни хотелось обратного. Я помню, как осенью 1986 года увидел в кино режиссерскую версию «Андрея Рублева» («Страсти по Андрею») Тарковского. Со мной такое творилось после этого фильма… Понимаете, я шел по улице и плакал — от чувства любви буквально ко всем людям, которые неслись мимо. Это и был тот самый катарсис, когда через произведение искусства я получил абсолютно достоверное подтверждение собственного бессмертия.

— Но неужели это можно транслировать через сериалы?
— Да какая же разница, через что? Мольер, например, транслировал это в фарсе. Вопрос о высоких и низких жанрах здесь снимается вообще. Жанры рождаются и умирают, здесь главное — зачем тебе это нужно, какая у тебя, как автора, цель?
Вот я ставил в театре «Крейцерову сонату» Толстого. Читавшим не надо объяснять, что это произведение не в самых оптимистичных тонах рассказывает о семейной жизни. Однако там есть слова, которые я особо хотел подчеркнуть в спектакле. У героя спрашивают на суде: когда он жену убил? И он отвечает, что на самом деле он убивал ее каждый день... Вдумайтесь, как часто мы каждый день убиваем человека, который находится с нами рядом. Помню, как потом кто-то даже сказал, что вечер после показа впервые за долгое время прошел в семье без скандалов и криков. Да, это всего лишь спектакль, да, его посмотрели и забыли, но если для кого-то даже на один вечер он изменил жизнь, это значит, что он был нужен.

http://f5.s.qip.ru/1709nu9ln.jpg

Взятка

— Однако если вернуться к сериалам... Мне кажется, привязанность зрителя к ним объясняется другим — попыткой бегства от реальности. Нам проще прожить какие-то моменты с понятными нам телевизионными героями, которые ничего от нас не требуют, чем потратить это время на решение конкретных проблем в собственной семье…
— Думаю, это столь же ясно, сколь очевидно и то, что человек склонен к трусости, лени и другим порокам. Собственно, искусство и существует-то потому, что люди несовершенны. Другое дело, что искусством, как ни парадоксально, можно пользоваться и для того, чтобы оторвать человека от искусства же, вернуть его в жизнь.

— А Вы знаете примеры того, как Ваш сериал повлиял на зрителей?
— В истории показа «Не родись красивой» был один хороший эпизод: Кате Пушкаревой по сюжету предлагают очень большую взятку. И вот на протяжении нескольких серий держится главная интрига: возьмет она ее или нет. Я пытаюсь объяснить зрителям: это не совсем сказка. Ведь смотрите: живет где-то в стране некрасивая девушка, у нее может появиться все, если она возьмет эти деньги, и ей будет очень этого хотеться — но она ни за что их не возьмет. И вдруг мы понимаем, что рейтинг становится просто заоблачным, что нас заваливают письмами: «Если Катя возьмет взятку, то мы перестанем вас смотреть!», форумы в Интернете взрываются. По-моему, это и есть нужный эффект от сериала. Я уверен, что если бы можно было посмотреть статистику, то мы бы увидели, что коррупция в стране в эту неделю даже пошла на спад. Представьте, сидит семья у телевизора, дети переживают за Катю, а их папа, например, в тот момент делает выбор — давать кому-то взятку или нет. И, надеюсь, я знаю, чтó он выберет именно в то мгновение.

— Но ведь потом сюжет вновь возвращается к милым смешным шуткам, а жизнь — на круги своя, и в ней есть место всем человеческим слабостям…
— Вы же работаете в православном журнале, надо ли отдельно говорить, что после грехопадения многие вещи в нашем мире не могут быть идеальными, как бы нам того ни хотелось? Сериал — массовый жанр со своими законами, без соблюднения которых его просто не смогут долго смотреть. Другой вопрос — что хорошего ты способен сделать при этих правилах игры?

Время войны

— Вы сказали, что сериал «Не родись красивой» стал в том числе и ответом на острые вопросы в сознании людей 1990-х годов. А сегодня на какие болевые точки нужно реагировать в искусстве, с Вашей точки зрения?
— На мой взгляд, в мире стало слишком много агрессии — того, что я называю «мужским началом». Это стремление справиться со своими сложностями путем подавления другого человека. Это желание переделать окружающую действительность под свою модель, свои желания и представления о справедливости. Мужское «берущее начало» перевесило женское — отдающее, жертвенное. Военная логика возобладала над миротворческой. Какой конфликт, даже локальный, частный, ни возьми — обе стороны хотят драки. Мои слова могут казаться отвлеченными, однако каждый день я все больше понимаю: во всем виноват ты сам, абсолютно бессмысленно воздействовать на мир, подчиняя его себе. На мир можно воздействовать только своим собственным примером. Как говорил святой Серафим Саровский, спасись сам — и тысячи вокруг тебя спасутся. Когда я попытался посмотреть в себя, то понял — ну какой там мир? Успеть бы хоть как-то с этим справиться…
Помню, как в конце 1980-х годов был всплеск популярности либеральных идей. И я в благодушном порыве борьбы за общее счастье взялся за разрушение комсомольской организации в пединституте, где тогда учился. Пришел туда и говорю: давайте эту организацию закроем. И удивительная вещь: те люди, которые были, как мне казалось, далеки от меня, эту идею поддержали, а близкие люди, с которыми я общался, которых считал единомышленниками, резко выступили против. Мои политические убеждения развели меня с ними. Часто попытки переустройства ведут к разрушению. Как сказал Ипполит в «Иронии судьбы...», за такое короткое время разрушить что-то хорошее можно, а вот успеть создать новое — не всегда.... Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что объединить по-настоящему может только Бог, что мир не может устанавливаться агрессией.

— Как понимание этих вещей практически выражается в том, что Вы делаете в профессии?
— Гоголь был абсолютно прав, когда писал, что при работе над «Мертвыми душами» с каждым из героев изживал их пороки из себя самого. Так и я сейчас понимаю, что, взявшись за спектакль или сериал, надо прежде всего ставить вопросы перед самим собой, а не перед внешним миром.

Чеховское

— Сейчас от киногурманов часто можно услышать, что, по сравнению с новыми западными сериалами, например, «Шерлоком» или «Родиной», наши выглядят слабовато. Что бы Вы на это сказали?
— Думаю, мы можем по-интеллигентски долго говорить о художественной слабости наших сериалов, но наше мнение останется в пределах статистической погрешности. А основная часть аудитории продолжит их смотреть. Есть жанр, который любит одна шестая часть света, и давайте примем это как факт. Да, наш сериал не похож на то, что делают на Западе, но есть в нем то, что цепляет людей. Он тяготеет к советскому кино 1960-1970-х годов, в нем выстраивается, как я ее называю, Данелиево-Рязановская линия, любимая многими. Я сам могу бесконечно пересматривать «Не горюй!» Данелии или «Берегись автомобиля» Рязанова и уверен, что это в полном смысле — наш жанр.

— Получается, у нас тяготение к советской «кинокартинке», где было все более или менее стабильно, уютно и хорошо… Но ведь в этом — нежелание сталкиваться с реалиями современной жизни, разве нет?
— Где же там «все хорошо»? «Не горюй» — один из самых светлых фильмов, в котором все очень плохо заканчивается: человек умирает, устраивает собственные похороны… Это скорее трагикомический взгляд на жизнь, что-то чеховское, очень нам близкое. Юмор, смех и слезы, которые существуют в светской обстановке, но за которыми, безусловно, кроется память о том источнике духовной жизни, которым многие века жил народ, память о вере. Да, я ценю, например, Триера, которого уже Вам цитировал, но я ни за что не сяду вместе с семьей смотреть его «Догвилль», один из самых любимых моих фильмов. Я хочу, чтобы был фильм или сериал, который мог бы пусть на какое-то время объединить меня с семьей, с любимыми людьми. Мне кажется, что когда все вокруг призывает к разъединению и вражде, очень важно, чтобы были какие-то — и пусть даже в формате сериалов — поводы для сближения.

Фото Владимира Ештокина

Автор: МИТРОФАНОВА Алла

25

поздравляю


Вы здесь » Все, кому за ... 18 » "НЕРОДИСЬКА" - НАШЕ ВСЁ » "НЕРОДИСЬКА" - НАШЕ ВСЁ